Образование – путь к успеху

 

Много хороших изменений происходит в системе образования. Готовятся новые учебники, вводятся новые образовательные стандарты, расширяется гуманитарная составляющая образовательного процесса с тем, чтобы воспитывать не «квалифицированных» потребителей, а людей, способных что-то полезное создавать и добросовестно трудиться. Надо признать. что проблем в сфере образования накопилось очень много, и их надо быстрее решать, чтобы в духовно-нравственном смысле не потерять молодое поколение, как это произошло на Украине, где извратили историю и воспитали многих людей в духе ненависти к тем, с кем вместе жили многие столетия. Как говорят, если хочешь победить врага, то воспитай его детей в своем духе, своем мировоззрении. Давно уже было пора избавляться и от Болонской системы, которая искусственно упрощает образование, от десятков разных учебников истории, где нередко выпячиваются негативные явления, что навязывает скептицизм, неуважительное отношение молодежи к своей стране. Быстрее надо все это делать, не упускать время.

Надо понимать, что в мире идёт жёсткая конкурентная борьба за "лучшие мозги" и здесь используются все средства, чтобы ослабить конкурента — Россию.

Российская система образования, начиная с петровских времён, всегда считалась одной из лучших в мире. Достаточно вспомнить имена Ломоносова, Менделеева, Сикорского, Ползунова, Калашникова, Королева, Келдыша и многих других, чтобы испытывать гордость, а не унижение за российскую науку и образование.

Молодёжи, студентам надо быть бдительными, уметь отделять очернителей нашей истории, от тех, кто старается объективно оценить её "плюсы" и "минусы". Плюсов больше, так как страна более 1000 лет развивалась и крепла, несмотря на войны, революции, смуты.

И последствия "революции" 1990-х годов, которая принесла экономические потери больше, чем война 1941-1945 годов, страна лечит и исправляет для лучшего будущего молодёжи. 

Но немало ещё и среди чиновников, и деятелей образования проповедников "идеологии индивидуального образования, вариативности". Каждому — своя программа обучения и всякого рода варианты учебных программ. Разделить людей, начиная с детства, на "индивидуальные особи", развить эгоистические начала и тем самым разрушать государство, страну.

 И всё это подаётся в наукообразной упаковке, которая льстит каждому студенту. Культивирование неоправданных амбиций, требований высокой оплаты труда без соответствующих навыков, опыта. Эти психологические бациллы запущены в молодёжь, чтобы они не могли работать в коллективе (в компаниях, партиях, профсоюзах, обществах потребителей, ассоциациях бизнесменов) и, следовательно, разобщать, раскалывать российское общество и прибирать к рукам природные, материальные, людские богатства.

Под этим влиянием талантливые молодые люди нередко хотят уехать из страны, чтобы укреплять экономику стран-конкурентов и ослаблять нашу экономику.

Хочу напомнить некоторые рекомендации Всемирного банка (МБРР), которые он давал нашим чиновникам:

     - "закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов" (вот и проблема с учителями);

    - "закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку" (вот и недостаток квалифицированных рабочих кадров);

     - "не повышать долю расходов на высшее образование в валовом внутреннем продукте, если до этого оно не будет серьёзно реструктурировано" (под этой "реструктуризацией" обычно понимается сокращение числа вузов, расходов на преподавателей и студентов).

Хорошо, что сегодня мы отказались от этих вредных и назойливых рекомендаций. И раньше не надо было поддаваться на эти призывы и следовать таким советам. Но перестройка сознания и отношения к делу — процесс длительный и его нельзя пускать на самотёк.

Тем более, что в России ещё строить и строить, создавать, осваивать территорию. Для этого нужны высокообразованные и ответственные люди.  Но немало сегодня и препятствий: бюрократия, взятки, низкая исполнительская дисциплина, с этим ведётся борьба, однако не столь быстро и эффективно, как это требуется в настоящее время. Исторический опыт, тем не менее показывает, что Россия переживала и более трудные времена, но вставала и возрождалась. И сегодня она на стадии подъёма.

Подрастающему поколению предстоит решать масштабные задачи по развитию нашей страны, повышению её привлекательности и конкурентоспособности. Для этого нужно повышать престиж учителя, преподавателя. Дела пока расходятся со словами. Каждый год принимаются решения об уменьшении отчётности в системе образования, но чем тогда заняться чиновникам от образования? Не будут же они сами себя наказывать. Вот результаты последнего опроса о настроениях школьных учителей. Более половины из них готовы покинуть школу, если появится какая-то альтернативная работа. Большинство выпускников педагогических вузов не идут в школы. Почти 40 часов работы в неделю с плохо дисциплинированными детьми, тетради, методички, педсоветы, куча планов, отчетов, бумаг.

Учитель – это как бы неудачник, не бизнесмен и не нефтяник, не игрок на валютном рынке. Так думает немало молодых людей. Где хорошие фильмы об учителях (последний – «Доживем до понедельника»), где показан престиж учителя, наставника-воспитателя? Вместо этого – пошлятина в виде учителя, который пропил глобус.

Государственная образовательная политика плохо работает в этом направлении. В классе должно быть 15-20 человек, сегодня 30 и более. Учителям надо снизить нагрузку, чтобы была возможность развиваться далее и гордиться своей профессией.

Особо о сельских школах. Идет их массовое закрытие. Закрывают сельскую школу – умирает село. Отсюда и недостаток своего молока и мяса говядины, своих семян по многим сельскохозяйственным культурам.      Нельзя спешить закрывать сельские школы.

При формировании федеральных и инновационных университетов в их структуру необходимо вливать академические и отраслевые научно-исследовательские институты с их базой и кадрами. Это резко усилило бы научный потенциал вузов, кроме того, начала бы эффективно работать связка: студент – аспирант – научный работник, что решило бы проблему подпитки молодежью академических научных кадров. Только при такой схеме создадим крупные научно-образовательные и исследовательские университеты по всей территории России.

Давно говорим о том, что принимать в вузы надо без ЕГЭ. Для этого целесообразно перейти на новую систему бюджетного финансирования студентов: по окончании каждого курса аттестовать всех студентов на потоке. После этого на следующий курс зачислять на бюджетную форму обучения только в соответствии с достигнутыми успехами в учебе. Право учиться бесплатно и получать стипендию будет ежегодно завоевывать каждый студент — независимо от формы обучения, по которой он поступил в вуз.

Бесплатно учиться будут только способные и талантливые студенты. Резко возрастает стимул к получению знаний и хорошей учебе. Будет нанесен удар по коррупционным схемам поступления на бюджетные места в вузы. Эти схемы сегодня в связи с введением ЕГЭ перекочевали в школы и рай(гор) отделы образования.  Из тысячи вузов — в 50 000 школ.

Вследствие «демографической ямы» уменьшился приток российских абитуриентов в вузы. Процесс этот продолжится еще несколько лет. Встает вопрос: как заполнить вузы и сохранить их?  Самое простое — сократить их по примеру того, как закрывали детские сады и школы в кризисные 90-е. Но что дальше? Получить сейчас бесплатное место для ребенка в детском саду — острая проблема в регионах. Выход — необходимо сохранить полноценные вузы.  И, прежде всего, за счет привлечения иностранных студентов. В настоящее время это должно стать приоритетной задачей высшей школы России (для сравнения: в вузах США обучается около 20% всех иностранных студентов планеты). Поворот на Восток должен осуществляться и в системе образования. Все эти меры позволят улучшить качество образования в стране, повысят её привлекательность и будут способствовать быстрому развитию экономики и социальной сферы.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020